- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Двойная запись как основополагающий принцип системы бухгалтерского учета
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007329 |
Тема: | Двойная запись как основополагающий принцип системы бухгалтерского учета |
Содержание
Двойная запись как основополагающий принцип системы бухгалтерского учета ВВЕДЕНИЕ 1. Двойная запись: ее сущность и значение 1.1. Понятие и содержание двойной записи 1.2. Происхождение двойной записи 2. Связь двойной записи со счетами бухгалтерского учета 2.1 Счета бухгалтерского учета как элемент двойной записи 2.2Двойная запись как отдельный этап в цепочке преобразования информации в бухгалтерском учете Заключение ВВЕДЕНИЕ Двойная запись служит способом фиксации хозяйственных операций компании, при котором каждая операция фиксируется по дебету одного и кредиту другого счета и является основой методологии бухгалтерского учета уже более 500 лет. Целью курсовой работы является изучение двойной записи в бухгалтерском учете. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: - рассмотреть сущность и значение двойной записи; -изучить этапы происхождения, а также классификацию теорий двойной записи -проанализировать перспективность использования и направления совершенствования двойной записи. 1. ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ : ЕЕ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ 1.1. Понятие и содержание двойной записи Обсуждение ограничений двойной записи связано тем, что до сих пор не выработана единая концепция того, что же представляет из себя двойная запись. Как известно, трактовок двойной записи существует большое количество. И.В.Гете сказал : «Двойная запись – одно из самых замечательных изобретений науки». Рассматривая систему двойной записи, легко заметить, что она состоит из трех элементов: 1) двойная структура записи события (собственно двойная запись); 2) счета бухгалтерского учета; 3) равенство числовых значений двух частей двойной записи. Для отражения хозяйственных операций на счетах используется особый элемент метода бухгалтерского учета – двойная запись. Каждая хозяйственная операция, исходя из ее экономического содержания, затрагивает два объекта учета, т. е. два счета, так как она имеет двойственный характер. Например, организация приобретает материалы, при этом, с одной стороны, увеличиваются материалы, а с другой — уменьшаются средства, за счет которых они приобретены, т. е. обязательно указывается, за счет каких источников они поступили: куплены за наличные или на их приобретение был использован кредит, или образовалась задолженность поставщикам. Таким образом, построение активных и пассивных счетов предопределено построением самого баланса. Двустороннее построение баланса диктует двустороннее построение счетов. Счета дополняют баланс, образуя связанную с ним двойной записью единую и цельную бухгалтерскую систему. 1.2. Происхождение двойной записи Первые записи по дебету и кредиту двух счетов появились в Италии в эпоху Возрождения. По словам Энгельса, это была «эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов…» . Происхождение двойной записи до сих пор не установлено, хотя приводятся различные версии. Неоднократно делались попытки связать возникновение двойной записи с именем Луки Пачоли, францисканского монаха – математика. В творческом наследии «Трактате о счетах и записях» заложены два основных положения, получивших название постулатов Пачоли : -сумма дебетовых оборотов всегда тождественна сумме кредитовых оборотов той же системы счетов; -сумма дебетовых сальдо всегда тождественна сумме кредитовых сальдо той же системы счетов. Пачоли подходил к бухгалтерским счетам с математических позиций, видел в них один ряд счетов и выводил сальдо на счетах как разницу дебетового и кредитового оборотов-брутто. Идея двойной записи, вернее идея использования этой идеи, возникнув в Италии распространяется на многие отрасли, завоевывает одну страну за другой. Немецкий учет сводился не к выявлению финансовых результатов, а к раскрытию внутренних расчетов с материально ответственными лицами. Интересный подход к определению метода бухгалтерского учета встречается у философа и математика Г.В.Лейбница. Он впервые перечислил элементы метода бухгалтерского учета в хронологической последовательности: - установление давности факта хозяйственной жизни и правильности документального оформления; - запись этого факта в бухгалтерские регистры; - выполнение счетных операций. Во Франции учет рассматривался как составляющая часть науки об управлении единичным предприятием. Первым, кто дал такую трактовку бухгалтерскому учету был Жак Савари. Величайшим шагом вперед после работ Пачоли ,было предложение Савари разделить все счета и регистры на синтетические и аналитические. Таким образом, он создал двухступенчатую систему регистрации учетных данных. В историю вошли постулаты Савари, соблюдение которых является непременным условием правильной организации бухгалтерского учета: -сумма сальдо всех аналитических счетов должна быть равна сальдо того синтетического счета, к которому они открыты; -сумма оборотов по дебету и сумма оборотов по кредиту всех аналитических счетов равна оборотам по дебету и кредиту того синтетического счета, к которому они открыты. В нашей стране глубоким исследованием двойной записи занимались Я.В. Соколов, В.В. Ковалев, М.Л. Пятов, В.Ф. Палий и другие. В.В. Ковалев в своей статье "О некоторых критических выступлениях против двойной бухгалтерии" обобщил недостатки учета, связываемые с двойной записью. В своих работах Я.В. Соколов подверг жесткой критике способность двойной записи объективно отражать экономическую информацию, рассмотрел целый ряд существенных противоречий в бухгалтерском учете, которые он отнес к недостаткам двойной записи. В то же время конструктивная критика, по его мнению, полезна, поскольку она позволяет увидеть слабые места объекта критики и определить направления совершенствования бухгалтерского учета. Но если подумать, то в давние времена бухгалтерский учет не был навязан государством. Никакое государство не заставляло купцов, банкиров и фабрикантов вести бухгалтерский учет, никто не требовал отчитываться за налоги и не проверяли учетного законодательства и оштрафовать за его несоблюдение. В те далекие годы бухучет изобрели сугубо добровольно, без какого-либо принуждения. И применяли его только потому, что он был полезен и помогал в работе. С ним было легче работать. Развивая бухучет, банкиры, купцы и фабриканты не думали, что загружают себя дополнительной и неприятной работой. Наоборот, они хотели облегчить ее и заполучить себе помощника. Вот небольшая легенда о том, как это происходило. Небольшая легенда гласит, о том, что один итальянский купец занимался продажей вин, и каждый раз, производя подсчеты, он долго не мог разобраться, кому, сколько и за что должен заплатить. Прежде всего изобретатель обратил внимание на то, что имущество измеряют по-разному. Вино литрами, бочки – тоже литрами и к тому же количеством в штуках, виноград – килограммами. Из-за этого вся путаница. И вот тогда у изобретателя рождается гениальная мысль, что бухгалтерский учет должен измерять общую характеристику, которая свойственна любому виду имущества. Да и вообще любому процессу – ведь работу подмастерьев тоже нужно измерять. Полагалось, что нужно учитывать разные предметы : бочки вино и.т.д. - их стоимостью Она не исчезает и не возникает. Стоимость только переходит от одного носителя к другому и меняет свою форму. Предположим, сегодня он отдает вино. Значит, сегодня он и спишет его из своих книг в натуральной форме. А деньги ему отдадут только через месяц. Значит, только через месяц он сможет это отразить. Дебет переводится с латинского как «он должен», а кредит – как «он верит». Но в нашей стране новичкам бухгалтерского учета советуют использовать другие ассоциации. Дебет – что-то «добавляет» (приходует). Именно на его половинке записывают поступившее имущество. А кредит «крадет» (расходует) имущество. Ведь именно на его половинке его списывают со счета. Этот вольный перевод хорошо подчеркивает особенность двух половинок счета. Перевод стоимости с одного счета на другой называют бухгалтерской проводкой. И единственно возможный путь проводки – из кредита в дебет. У любого события на предприятии есть две стороны: приходная и расходная. Если что-то списано – что-то и получено. Но как же отразить обе стороны события – и приходную, и расходную. Для этого изобретатель предложил завести Т-образные бухгалтерские счета, которые тоже имеют две стороны. Приходную – дебетовую и расходную – кредитовую. Вспомните, как выглядит запись бухгалтерского счета из рабочего плана счетов. Над левым концом шляпки у бук вы Т пишут «Дт», что означает «Дебет». А над правым концом – «Кт» (означает «Кредит»). Вопрос почему дб находится справа, а кредит слева объясняется тем , что при таком расположении дебета и кредита людям, привыкшим писать слева направо, очень трудно совершить описку или ошибку. Предположим, что купец забирает из своей кассы 200 лир и кладет их в банк. Тогда получается, что в его бухгалтерском учете 200 лир вытекают из кредита счета «КАССА» и вливаются в дебет счета «БАНК». Чтобы отразить это событие в своем бухгалтерском учете, купец должен положить перед собой оба счета и записать 200 лир два раза: сначала в кредитовой половинке счета «КАССА», затем в дебетовой половинке счета«БАНК». Как видите, при таком расположении дебета и кредита очень трудно записать на одном бухгалтерском счете цифру 200, а на другом счете другую цифру и не заметить такую ошибку. Это и называют двойной проводкой , которая дает возможность контролировать себя. А что если в текущем месяце купец захочет вернуть 100 лир обратно из банка в кассу? Тогда он сделает еще одну проводку на тех же Т-образных счетах. Теперь цифра 100 будет записана по кредиту счета «БАНК» и по дебету счета «КАССА». Таким образом, на счете «КАССА» окажутся записанными две суммы: 200 лир в кредите и 100 лир в дебете. На счете «БАНК» будут записаны те же самые две суммы, только в обратном порядке: 200 лир в дебете и 100 лир в кредите. 2 СВЯЗЬ ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ СО СЧЕТАМИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 2.1 Счета бухгалтерского учета как элемент двойной записи Счета бухгалтерского учета называют признаками, в разрезе которых осуществляется классификация фактов экономических процессов. "...Счет есть качественный признак, выделяемый для формирования посредством специальных процедур количественно измеримой информационной совокупности об определенной хозяйственной массе..." . В.Ф. Палий еще в 1975 г. писал: "Счета бухгалтерского учета являются квалификационными признаками для отражения и обобщения данных о хозяйственных фактах" . Данный методический прием придает систематичность, последовательность и организованность выполняемым процедурам. Он дает подробные сведения об активах и пассивах компании, что позволяет: анализировать экономическое состояние предпринимаемых действий; контролировать их законность. Принцип двойной записи хозяйственных операций позволяет описывать действия, влияющие на бухгалтерский баланс. Особенность в том, что отклонение в одной части не способно исказить конечную сумму. А в случае одновременного изменения величин, сумма пропорционально увеличивается или уменьшается. В результате дебетовый оборот будет равен кредитовому. Следовательно, двойная запись – это способ фиксирования хозяйственных процессов, помогающий безошибочно вести учет и делать правдивую отчетность. Правильное составление проводок основано на осмыслении экономического содержания происходящего изменения и причины его формирования. Поэтому нужно четко руководствоваться значением кредита и дебета. Вследствие этого различают два виды счетов: активные и пассивные (от названия частей баланса). Активные счета предназначены для учета наличия и движения хозяйственных средств предприятия ; пассивные - для учета наличия и движения источников образования хозяйственных средств. Сальдо по активным счетам рассчитывается следующим образом: к дебетовому сальдо по соответствующему счету на начало отчетного периода (например, счет 50 «Касса») прибавляются обороты по дебету данного счета (поступление наличных денег в кассу) и вычитаются обороты по кредиту счета (выдача наличных денег из кассы в течение отчетного периода). В результате получаем сальдо (остаток) по дебету счета 50 «Касса» на конец отчетного периода. Сальдо по пассивному счету рассчитывается наоборот. Сальдо по активно-пассивным счетам может быть как дебетовое, так и кредитовое или одновременно по дебету и кредиту счета (развернутое). Активно-пассивные счета: 71, 75, 76 и т.д. Сальдо по активно-пассивным счетам отражаются либо в активе либо в пассиве баланса, либо в активе и пассиве баланса одновременно (развернутое сальдо по счетам). Вообще, сальдо вычисляли еще в 12 веке и вычисляют в настоящее время. Происхождение этого слова переняли у итальянцев. Сальдо бывает дебетовым, когда поступления больше расходов; кредитовое – когда расходы превосходят доходы. Если сальдо будет нулевым, счет будет считаться закрытым. Обычно сальдо – это анализ конкретного временного промежутка. Так, начальное сальдо – это вычисления на начало интересующего бухгалтера периода. Конечное сальдо – разность дебета и кредита на финал нужного периода. В бухгалтерском учете для получения различной информации используется три вида счетов: 1. Синтетические счета содержат обобщенные показатели об имуществе, обязательствах и операциях организации по экономически однородным группам, выраженные в денежном измерителе. Они являются основными для составления бухгалтерского баланса. 2. Аналитические счета детализируют содержание синтетических счетов, отражая данные по отдельным видам имущества, обязательств и операций, выраженных в натуральных, денежных и трудовых измерителях. Непосредственного выхода на баланс они не имеют. Любой аналитический счет является дополнением к синтетическому счету, количество аналитических счетов не ограничено. Если синтетический счет активный, то и все его аналитические счета будут активными. 3.Субсчета являются промежуточными счетами между синтетическими и аналитическими, предназначены для дополнительной группировки аналитических счетов в пределах данного синтетического счета. Учет в них ведется в натуральных и в денежных измерителях. Несколько аналитических счетов составляют один субсчет, а несколько субсчетов составляют один синтетический счет. Газ, бензин является топливом и материалом. Исходя из этого в бухгалтерском учете применяется синтетический и аналитический учет. Синтетический учет означает учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета. Аналитический учет – учет, который ведется в лицевых и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имущества, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. Существует неразрывная взаимосвязь между синтетическими и аналитическими счетами: 1. начальное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется начальному сальдо синтетического счета. 2. оборот по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, должны быть равны оборотам синтетического счета. 3. конечное сальдо по всем аналитическим счетам, открываемым по данному синтетическому счету, равняется конечному сальдо синтетического счета. 2.2Двойная запись как отдельный этап в цепочке преобразования информации в бухгалтерском учете Двойная запись занимает определенное место в системе получения, регистрации и преобразования экономической информации. Широкое толкование функций бухгалтерского учета предусматривает несколько этапов работы с данными: процесс - событие - факт - система регистрации - система обработки - представление данных (отчетность) - анализ - система выработки решения. Качество системы бухгалтерского учета зависит от всех этапов получения и обработки информации. Двойная запись относится только к одному этапу: системе регистрации данных. Недостатки бухгалтерского учета, выявленные на последних этапах - представления данных и выработки решения - могут быть следствием недостатков любого из этапов. По сей день главной целью бухгалтерского учета является обеспечения всех пользователей необходимой информацией для принятия обоснованных управленческих решений, становления и развития производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации и в соответствии с упомянутым законом основными задачами бухгалтерского учета являются: формирование полной и достоверной информации о хозяйственной и финансовой деятельности организации, ее имущественном положении и результатах деятельности, т.е. информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений; обеспечение информацией, необходимой для контроля: 1) за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью: 2) за наличием и движением имущества и обязательств; 3) за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; • предотвращение отрицательных результатов финансово-хозяйственной деятельности организации и выявление внутренних резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. Сформированная в рамках бухгалтерского учета информация используется, как отмечалось, для выработки тактики и стратегии развития деятельности организации. Решения, принимаемые пользователями на основе бухгалтерской информации, зависят от качества этой информации. Поэтому информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть достоверной и развернутой для пользователей. Чтобы информация считалась полезной для них, она должна отвечать требованиям: уместности, надежности и сравнимости. Уместность информации определяется ее возможностью оказывать влияние на решения, принимаемые заинтересованными пользователями, соотнося события прошедшие до , настоящие и будущие подтверждая или изменяя сделанные ранее оценки деятельности организации. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Информация должна быть уместна и нести существенный характер, без которой будет нельзя повлиять на решения заинтересованных пользователей. Надежной считается информация, не содержащая существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности. Последние должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования, т.е. должен соблюдаться приоритет содержания над формой. Надежность информации обеспечивают: правдивость — объективное представление действительного положения дел; нейтральность - информация должна быть свободной от односторонности и не должна оказывать влияния на решения и оценки заинтересованных пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий; осмотрительность (осторожность) — имущество и доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы — занижены. При этом не допускается создания скрытых резервов. Одним из конкретных проявлений осмотрительности является отражение прибыли в бухгалтерском учете только после совершения хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности), а убытка — с момента возникновения предположения о возможности его (убытка) появления; полнота — информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна отражать все факты хозяйственной деятельности. Соблюдение коммерческой тайны. Такой принцип, вероятно, не специфичен для конкретно бухгалтерской деятельности. Коммерческая тайна - явление, характерное для большинства видов бизнес-активностей. Однако российские эксперты включают их в основные принципы бухгалтерского учета. Измеримость в денежном эквиваленте. Этот принцип важен с точки зрения стандартизации работы российских бухгалтеров. Все расчеты и расценки внутри РФ - в рублях (если речь не идет о взаимоотношениях с иностранными поставщиками). Денежная валюта страны - основной измеритель фактов, генерируемых хозяйственными активностями в рамках предприятия. Это основные принципы бухгалтерского учета, которые распространены в среде российских экспертов. Возможны и дополнения к этому перечню, появляющиеся как в ходе модернизации методологической школы, так и, скажем, по итогам внедрения неких новых технологий. Сравнимость означает, что заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени, чтобы определить тенденции в финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации. Пользователи информации должны также иметь возможность сопоставлять информацию о других организациях, чтобы сравнивать их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении. Выполнение требования сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации. Обеспечение сравнимости не означает унификацию и не предполагает какие-либо препятствия для совершенствования правил ведения бухгалтерского учета и учетных процедур. Организация вовсе не должна вести учет какого-либо факта хозяйственной деятельности тем же образом, что и раньше, если принятая учетная политика не обеспечивает реализацию требований уместности и надежности. На практике часто необходим выбор между разными требованиями. Задача состоит в достижении оптимального соотношения между требованиями. Так, при формировании информации в бухгалтерском учете должны приниматься во внимание факторы, ограничивающие уместность и надежность информации. Одним из факторов, способных ограничить уместность информации, является ее своевременность. Чрезмерная просрочка предоставления информации заинтересованным пользователям может привести к потере ее уместности. Чтобы обеспечить своевременность информации, часто бывает необходимым предоставить ее до того, как будут известны все аспекты хозяйственной деятельности, в ущерб, таким образом, надежности информации. Ожидание того момента, когда становятся известны все аспекты факта хозяйственной деятельности, может обеспечить высокую надежность информации. но сделать ее малополезной заинтересованным пользователям, т.е. информация потеряет свою уместность. Следует отметить, что польза, извлекаемая из учетной информации, должна превышать затраты на подготовку (получение) информации. Это означает, что учет не должен быть громоздким и затраты на его ведение должны быть ниже стоимости результатов, ожидаемых от использования сформированной информации. Российские эксперты выделяют одними из главных задач и принципов формирование документации, в которой отражается достоверная и содержательная информация, касающаяся деятельности фирмы, с последующим ознакомлением с ней вышестоящих руководителей организации ; предоставление сведений о работе фирмы компетентным органам, призванным осуществлять контроль над соблюдением соответствующих норм законодательства Российской Федерации по установленным формам отчетности; оптимизация работы фирмы, повышение ее конкурентоспособности среди организаций , прогнозирование деятельности и улучшение бизнес-модели. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Двойная запись носит системный характер в бухгалтерском учете, обеспечивая взаимосвязь между счетами, что позволяет объединить их в единую систему. С помощью двойной записи осуществляется непрерывное отражение фактов хозяйственной жизни с целью контролирования за движением имущества и прав источников их образования. Двойная запись позволяет выявить ошибки в счетных записях, так как каждая сумма отражается по дебету и кредиту разных счетов, что в конечном итоге оборот по дебету всех счетов должен быть равен обороту по кредиту всех счетов. Таким образом, двойная запись является неотъемлемой частью бухгалтерского учета . . Список использованных источников: Нормативные документы (образец оформления) 1) Приказ Минфина Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.10.2000 N 94н // Приказ Минфина РФ.- 2000.- Режим доступа: http://www.consultant.ru/. Учебники и материалы периодической печати 2) Лупикова Е.В История бухгалтерского учета //Бухгалтерский учет, налогооблажение, аудит . – 2016. (26). – С.3 3)Пятов М.Л. Бухгалтерский учет, аудит //Эволюция методологии бухгалтерского учета в рамках балансовой модели .- С. 59 Электронные ресурсы 4) https://studfiles.net/preview/4200202/page:3/ 5)https://otvetikovich.ru/chto-takoe-saldo-v-buxgalterii.html 6)https://lektsia.com/6xdd00.html 7)http://www.grandars.ru/student/buhgalterskiy-uchet/ 8) https://businessman.ru/new-principy-buxgalterskogo-ucheta.html 20....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Исследование особенностей бухгалтерского учета товаров торговой организации и разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности системы бухгалтерского учета товаров
- Основные моменты организации бухгалтерского учета в субъекте малого предпринимательства на конкретном примере и разработать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета
- Первичный учет – основа над информационной её системы бухгалтерского учета